[Греч. Πατερμούθιος, Κόπρης (Κοπρῆς) καὶ ᾿Αλέξανδρος] († 363), мученики Египетские (пам. 9 июля; пам. греч. 17 дек.). Сохранилось греч. Мученичество П., К. и А. (BHG, N 1429), в к-ром рассказывается, что имп. Юлиан Отступник (361-363), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию. Там к нему привели епископов Евгения и Макария (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.), к-рых Юлиан, подвергнув жестоким пыткам, сослал в Мавританию. Мн. др. христиане были также отправлены в изгнание. В это время в егип. пустыне подвизались 2 богобоязненных отшельника - 75-летний старец П. и его ученик, 45-летний К. Однажды П. толковал ученику отдельные места из НЗ и ВЗ. После этого К. попросил учителя объяснить его ночное видение: вначале перед К. предстал муж в белых одеждах с посохом в руке, но затем появился некто в черном с палкой и окутанный дымом. Он приблизился и обнял К.- тот тоже оказался в дыму, символизировавшем его прегрешения. С неба раздался глас, возвестивший, что плод К. увянет, но затем, изменившись, вновь расцветет. П. сказал, что этот сон предостерегает К. от отречения от Христа. Через нек-рое время Юлиан Отступник прибыл в Египет, язычники донесли ему, что в пустыне живут 2 христианина, к-рые многих отвратили от поклонения идолам. По приказу императора П. и К. были схвачены, первого бросили в темницу, второго Юлиан стал склонять к отступничеству. Император сказал, что и сам прежде верил во Христа, но тогда влачил жалкое существование. Обратившись же к языческим богам, он стяжал славу и богатство. К. прельстился словами имп. Юлиана и принес жертву Аполлону. Узнав об этом, П. горячо молился Богу о своем падшем ученике. На следующий день старец предстал на допросе перед императором и К., к-рый был одет в роскошные одежды. Вначале К. заявил, что П. препятствовал его земному благополучию, но потом, вразумленный словами учителя об Истинном Боге и Царствии Небесном, он раскаялся и вновь объявил себя христианином. Разгневанный имп. Юлиан приказал положить К. на язык раскаленные щипцы, но по молитве П. они остыли. Император приговорил отшельников к сожжению заживо. Перед тем как войти в пылающий костер, П. и К. вознесли Богу молитву, и ангел Божий затушил пламя. Тогда Юлиан Отступник приказал приготовить для них раскаленную печь. Видя стойкость К. и П., воин А. уверовал во Христа и решил принять мученическую кончину вместе с ними. Он вошел в печь прежде отшельников и предал Богу душу. П. и К. вновь остались невредимыми. Юлиан склонял их принести жертвы богам. На это П. ответил, что вскоре император погибнет на войне за свое нечестие. Юлиан приказал отрубить отшельникам головы, что и было исполнено 10 дек.
По мнению исследователей, Мученичество П., К. и А. является вымышленным агиографическим произведением (ActaSS. Iul. T. 2. P. 698-699; Gaiffier. 1956. P. 22). П. не следует отождествлять с одноименным мучеником, о к-ром рассказывается в соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского (Euseb. De mart. Palaest. 13; см. ст. Пелий и Нил, священномученики, и др. мученики Египетские); тогда как К. не является одним лицом с иером. Коприем из «Лавсаика» Палладия, еп. Еленопольского (Pallad. Lausiac. 54; см. ст. Коприй, прп. (пам. 9 июля)). Обоих святых не следует отождествлять с 2 монахами, о к-рых говорится в «Истории монахов» (Hist. mon. Aeg. 9-10). Согласно этому сочинению, Коприй был священником, совершал мн. чудеса и исцеления. Как-то раз в городе он вступил в спор с манихеем о том, чья вера истинная, и предложил, чтобы каждый для доказательства своей правоты вошел в костер посреди площади. В результате опаленный огнем манихей с позором был изгнан из города. Коприй рассказал о своем предшественнике - Патермуфии, к-рый, прежде чем стать монахом, был главарем разбойников и грабил могилы язычников. Однажды он решил обворовать дом некой подвижницы и забрался на крышу. Ночью ему во сне явился Христос во образе Царя, к-рый призвал Патермуфия оставить свое постыдное занятие и стать во главе Его войска, т. е. монахов. Утром разбойник попросил обнаружившую его подвижницу показать ему церковь. Там он принес покаяние, получил наставления от священников и удалился в пустыню, где провел 3 года. Затем он вновь пришел в ту церковь и крестился. Еще 7 лет он подвизался в пустыне, питаясь хлебом, к-рый чудесным образом находил у своего изголовья каждое воскресенье. Патермуфий проявлял особую заботу об умерших: совершал над ними молитвы и готовил к погребению. Однажды по его молитве остановилось солнце, чтобы он смог засветло добраться до селения. Патермуфий часто переправлялся через Нил, и вода доходила ему только до колен. Как-то раз он вошел в дом, двери к-рого были заперты. Патермуфий рассказывал, что во плоти был введен в рай. В знак подтверждения своих слов подвижник показывал ученикам огромный плод смоковницы, к-рый он принес из рая. Плод много лет хранился у Патермуфия и от него происходили исцеления.
В IX в. прп. Иосиф Песнописец составил канон в честь П., К. и А. (AHG. T. 11. P. 171-182). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память П., К. и А. без сказания содержится под 17 дек. В более поздних визант. Синаксарях (напр.: Paris. gr. 1617, 1071 г.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.) и греч. печатных Минеях память и сказание о святых, составленное на основе Мученичества, содержатся под 9 июля (SynCP. Col. 320, 807-810). В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) память мучеников также обозначена под 9 июля и говорится, что синаксис в их честь совершался в К-поле, в мон-ре Анфа близ Ксирокерка (Mateos. Typicon. T. 1. P. 336; Janin. Églises et monastères. P. 34). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 9 июля содержится заметка о П. и пострадавших с ним, в конце сказано, что А. был также обезглавлен (PG. 117. Col. 532). В нек-рых визант. Синаксарях память П. и К. указана под 9 апр. (напр., в Paris. Coisl. 224, X-XI вв.). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца кончина святых датируется 361 г., А. назван монахом.
В палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) память П., К. и А. отмечена под 9 и 10 апр.: в первом случае святые названы мучениками, вместо имени К. указан Кирилл, во втором - монахами, вместо имени К. стоит имя Каприан (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 59). На груз. языке сохранились 2 редакции Мученичества П., К. и А.: кименная (оригинальная) версия содержится под 9 июля в рукописи из коллекции Бодлианской б-ки (Bodl. georg. 1, XI в. Fol. 242v - 251v). В этой рукописи имя К. передается как Карпиан. Метафрастическая (расширенная) редакция Мученичества дошла под 6 июля в поздней рукописи Кутаисского государственного историко-этнографического музея (Кут. 3, XVI в. Л. 378 об.- 391) (Габидзашвили. Переводные памятники. Т. 1. С. 309-310). В арм. Синаксаре Тер-Исраэля XIII в. память П., К. и А. и сказание о них содержатся под 10 хротица (16 июля) (PO. T. 21. Fasc. 6. P. 734-737). В ряде арабо-мелькитских Синаксарей XIV-XVIII вв. память П. и К. содержится под 7 апр. В мелькитском Евангелиарии 1215 г. (Vat. syr. 20) под 9 апр. указана память П., названного мучеником, и преподобного К. Под этим же числом память П. (без К. и А.) обозначена в мелькитском Орологии (Vat. syr. 77) XV в. и в маронитском календаре (Vat. syr. 313) XVI в. (Sauget. 1969. P. 371-372).
При переводе греч. Синаксарей на слав. язык память П., К. и А., двустишие и краткое сказание о них были включены под 9 июля в слав. Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 11. С. 25-26). Под этим же числом память святых вошла в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 304, 306 [2-я паг.]). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес в «Книгу житий святых» под 9 июля память П., К и А., а также сказания о преподобных Патермуфии и Коприи, составленные на основе «Лавсаика» и лат. перевода «Истории египетских монахов» Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. mon. 9) ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 277-282 об.). В результате в календаре РПЦ под этим числом содержатся 2 памяти: П., К. и А., а также преподобных Патермуфия и Коприя.
Известен лат. перевод Мученичества П., К. и А., выполненный в сер. XVII в. В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память П., К. и А. содержится под 9 июля с указанием на то, что они пострадали в Александрии (MartRom. P. 279). В совр. редакцию Римского Мартиролога память святых не включена. В Риме на форуме Меркателли (ныне Пьяцца-делле-Чинкуэ-Сколе) находилась церковь, посвященная П. Первое упоминание о церкви содержится в булле 1186 г. папы Римского Урбана III (1185-1187). Церковь просуществовала до 1558 г., когда по приказу папы Павла IV (1555-1559) на ее месте было организовано евр. гетто; с этого времени культ святых был перенесен в ц. Сант-Анджело-ин-Пескерия (Hülsen Ch. Le chiese di Roma nel medio evo. Firenze, 1927. P. 413-414).
В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота, созданной ок. 1730-1733 г. на Афоне, описание мучения святых содержится в минейном разделе под 17 дек.: «Святые Патермуфий и Коприй, старцы, а Александр с бородою, едва показавшеюся, были обезглавлены мечом» (Ерминия ДФ. С. 205).
Полуфигуры седоволосых П. и К. (оба в монашеских мантиях, головы не покрыты, у П. в руках свиток) входят в состав июльского цикла настенных миней в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18; Миjовић. Менолог. С. 283. Слик. 102). В Минологии на год с циклами двунадесятых праздников, созданном для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46v, 1322-1340 гг.), под 9 июля (левое нижнее клеймо 4-частной миниатюры) размещена сцена усекновения голов 2 мужам (оба темноволосые), облаченным в хитоны; идентифицируются по надписи на поле миниатюры. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 120 об.) П. изображен вместе с К.; голова П. обращена в полуобороте к сомученику, но взгляд направлен прямо, в правой руке он держит свиток, ладонь левой развернута вовне; К. стоит позади своего наставника и смотрит на него; оба седобородые, в монашеском облачении, со схимой, головы не покрыты (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 315).
Одно из первых описаний облика святых П. и К. в рус. иконописных подлинниках представлено в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова (под 9 июля). Этим, вероятно, объясняется стремление составителей текста заострить внимание на составе одежд в «египетских странах жительствовавших», т. е. воспринимаемых как аскетов П. и К.; причем на изображение К. оказал влияние текст «Лавсаика» Павсания: «…Патермуфий подобием сед изчерна, брада продолговата, на главе куколь, ризы монашеския; иноческое одеяние еже бе левитонар власян и куколь и козия кожа, яже обычно милоть или милотарь нарицашеся; Коприй, саном пресвитер, подобием надсед, брада доле Николины гораздо, но проста, власы с ушей, ризы монашеския и епитрахиль, в руках книга» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 386). Сведения о том, как нужно изображать святых, были значительно откорректированы в труде акад. В. Д. Фартусова, изданном в 1910 г. Составитель называет П. и К. пустынножителями («одежды монашеские, пустынножительския, убогия»), указывает на их возрастную разницу как учителя (П.- 75 лет) и ученика (К.- 45 лет) и описывает облик А.: «…воин, римского типа, молод, с пробивающейся бородкой» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 342-343; ниже автор упом. «других» Патермуфия и Коприя, информация о к-рых основана на тексте «Истории монахов»).
Изображения преподобномучеников на минейных иконах не встречаются, поскольку под 9 июля традиционно помещается образ основного святого этого дня - сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского.